Людовик IX Святой

Домой  Личности  Французские короли

Людовик IX Святой (25 апреля 1214, Пуасси, близ Парижа - 25 августа 1270, Тунис)

Людовик IX Святой король Франции с 8 ноября 1226. Вместе со своим дедом, Филиппом II Августом, и внуком, Филиппом IV Красивым, Людовик - один из «трёх великих Капетингов». Помимо своей славы Святого короля-крестоносца, образцового христианского рыцаря, вошел в историю как правитель, который поднял престиж королевской власти, развил и преобразовал административную структуру государства.

В тени королевы-матери

Старший из детей Людовика VIII и Бланки Кастильской, под руководством матери получил разностороннее образование, особенно в области богословия. После ранней смерти отца власть перешла в руки королевы-матери, которая не только разумно и решительно управляла королевством в течение восьми лет своего регентства, но и в дальнейшем оказывала влияние на своего сына, уважавшего и любившего ее, и только от нее, единственной среди членов семьи, принимал советы. Несмотря на то, что Бланке удалось почти что сразу в ноябре 1226 короновать сына, вскоре против короля выступила коалиция феодалов с участием английского короля, во главе которой находился могущественный граф Раймунд VII Тулузский. В апреле 1229 графу Тулузскому был навязан парижский договор, положивший конец альбигойским войнам и вводивший новую организацию управления югом страны, Лангедоком; в числе статей этого договора было согласие графа на брак его единственной наследницы с одним из братьев Людовика, Альфонсом Пуатье.

Достигнув совершеннолетия и приняв в 1236 на себя управление, Людовик нашел государство уже успокоенным. По свидетельству всех современников, молодой король был удивительно приятным и чрезвычайно обаятельным человеком. Высокий, отлично сложенный, сильный, с симпатичным и открытым лицом, живым взором, белокурыми волосами, он обладал в одно и то же время "ангельским" и "рыцарским" обликом. По характеру он был человеком веселым и остроумным, очень любил непринужденные беседы со своими близкими. Официальная важность и этикет были неизвестны при его дворе. В течение большей части своей жизни этот ласковый и добродушный государь вовсе не походил на того строгого богомольца, каким изображали его некоторые монахи.

Счетные книги его двора показывают, что он любил охоту, тратил большие деньги на лошадей, собак и соколов, одевался в золотую парчу, в шелк и пурпур, а на придворных празднествах обнаруживал ту роскошь и расточительность, которая в то время считалась добродетелью среди высшего общества. Но правда и то, что с самого детства он отличался необычайной религиозной пылкостью и такой непоколебимой верой, какая в его век была
скорее исключением, чем правилом. 

Борьба с катарами

И хотя к 1235 была не только отражена агрессия английского короля, но и установлен мир и с англичанами, и с баронами королевства, все же внешнеполитическое спокойствие было очень быстро нарушено начавшимся в 1240 восстанием катаров в Лангедоке, которое спровоцировало новый конфликт с Генрихом III и графом Тулузским. Уже в 1243 последним было подписано соглашение в Лоррисе, которое, подтверждая условия договора 1229 года, означало завершение последнего серьезного феодального возмущения при Людовике Святом. Сопротивление юга было окончательно сломлено с падением в 1244 двух последних оплотов катаров - Монсегюра и Кериба.

Крестовый поход 1244

Решение об организации крестового похода, официально принятое Людовиком в декабре 1244, было давно обдумано. Уже в середине 1230-х гг. король помог византийскому императору в борьбе с мусульманами покупкой за очень значительную цену реликвий Страстей Христовых (для хранения этих святынь была построена Святая Капелла, Сент-Шапель, в королевском дворце). Весной 1248 он, поручив регентство своей матери, отправился в седьмой по счету Крестовый поход.

К середине 13 века пик крестоносного движения и связанного с ним энтузиазма был далеко позади, и в значительной мере некоторое воодушевление, с которым тронулась в путь эта экспедиция и славную, несмотря на поражения, память о ней следует отнести за счет личной «харизмы» Святого Людовика, влияния того образа идеального христианского рыцаря, который он воплощал. Военные неудачи, болезни, голод, захват мусульманами в плен короля заодно с тысячами его рыцарей, гибель многих из них, выкуп в 4 миллиона франков, заплаченный за освобождение королевского брата Альфонса, - все это не помешало французскому народу встретить возвратившегося в 1254 короля как триумфатора. Для самого же Людовика эти испытания, мысль о том, что из-за недостатка сил и средств он вернулся, не выкупив всех христианских пленников, обернулись решительным психологическим переломом: до Крестового похода король хотя отличался искренним благочестием и высокими моральными принципами, все же не был чужд мирских радостей, но с середины же 1250-х гг. стал настоящим аскетом.

Внутренняя политика

В своей внутренней политике Людовик Святой выступил продолжателем административных реформ своего деда и отца. Согласно предсмертной воле Людовика VIII значительная часть владений королевского домена отошла младшим братьям Людовика Святого: Альфонс получил Пуату, а Карл - Анжу, две крупнейших провинции.

Соответственно упали и королевские доходы, поэтому от Людовика IX требовалась особо тщательная организация и контроль над злоупотреблениями в управленческих структурах, созданных Филиппом Августом и поддержанных Людовиком VIII Ордонансом. В 1254 была усовершенствована система превоте: страна отныне подразделялась на двадцать четко обозначенных округов во главе с королевскими чиновниками. Эти функционеры, передавая свои должности по наследству, теперь образовывали настоящие династии. Был установлен строгий и централизованный контроль над их деятельностью.

В 1263 была упорядочена денежная система: отныне монеты королевской чеканки, в отличие от денежных единиц местного значения, имели хождение на территории всей Франции. Новации правления Людовика Святого и состояли в том, что королевская власть оказывалась не просто на верхушке пирамиды феодальной иерархии, но над ней, принципиально вне ее. В своей внутренней политике король стремился, поддерживая равновесие, блюсти интересы разных слоев населения.

В конце 1250-х гг. был уточнен ряд спорных вопросов внешней политики: во-первых, договором 1258 с арагонским королем Хайме граница между двумя государствами пролегла по линии Пиренеев, во-вторых, в 1259 был заключен окончательный мир с Генрихом III. Последний отказывался от притязаний на Нормандию, Турень, Анжу, Мэн и Пуату, а Людовик IX вернул ему часть его владений в Гиени и Гаскони, в юридическом праве на обладание которыми он не был уверен.

Последний поход

В 1267 Людовик Святой вновь принял крест и летом 1270, преодолев внутреннее сопротивление рыцарства и духовенства, начал новый Крестовый поход, крайне неудачный по своим последствиям и завершившийся в августе того же года в Тунисе эпидемией чумы, от которой 25 августа умер и сам король.

Спустя менее, чем тридцать лет после своей смерти 11 августа 1297 Людовик IX был канонизирован папой Бонифацием VIII, что отвечало стратегическим замыслам его внука, Филиппа IV Красивого. Людовик Святой стал своего рода символом духовных традиций французской монархии, воплощением образа «христианнейшего короля», титул которого его потомки носили много веков подряд.

 Источники:
  1. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. Москва, 1999 г.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

Последнее обновление страницы   05.08.04 18:20:02

Домой  Личности  Французские короли

Hosted by uCoz